Справочник Петербуржца
РЕКА МОЙКА

РЕКА МОЙКА

Река Мойка течет от Фонтанки до Невы.

Происхождение названия объяснялось по-разному. Были попытки связать это имя с построенными на берегах реки общественными банями. Историк XVIII века Андрей Богданов писал так: «Сия речка названа Мойка от прежней ея нечистоты; понеже она была глухая, протока себе сквозного не имела, была вся тинистая, и вода мутная, в ней инова никакова платна белого не мывали, кроме какова подлого платья. Просто сказать, имя ея произошло от народной сей пословицы: „Умойся беленько" (то есть „вымарайся")…»

Действительно, до 1711 года, пока Мойку не соединили с Безымянным ериком, будущей Фонтанкой, она вытекала из болота, и название, означающее «грязная», возникло еще до основания Петербурга. Это ижорское Муя, превратившаяся в Мью. Название Мья параллельно с привычной нам Мойкой встречается аж до начала правления Павла Первого, до 1797 года.

В XVIII столетии Мью-Мойку вычистили, берега обшили тесом, а затем одели в гранит. Но название хранит память о том, что она была грязной, болотистой речкой. Впрочем, и сейчас поговорка, приведенная историком Богдановым, весьма подходит. Сказать «умойся беленько» в Мойке будет означать то же, что и два с половиной столетия назад: вымарайся.

Через Мойку переброшено 15 мостов.

1-й Инженерный мост находится на набережной реки Фонтанки. Первоначально, с 1828 года, это был Летний мост, по Летнему саду. Иногда мост именовали Новым Чугунным. В 1891 году появилось название Инженерный, по Инженерному (Михайловскому) замку. Поскольку в это время существовал еще один Инженерный мост – через засыпанный в 1869 году Воскресенский канал, то уже с середины 1890-х они получили номера – 1-й и 2-й Инженерные мосты.

1-й Садовый мост расположен в створе Садовой улицы и набережной Лебяжьей канавки. С 1820 года он назывался Михайловским по Михайловскому (Инженерному) замку (см. Замковая улица). 6 октября 1923 года был переименован в Садовый по Садовой улице, которая, что интересно, в то время была улицей Третьего Июля. Неофициально мост назывался Садовым уже с 1836 года.

С 1957-го – это 1-й Садовый мост, поскольку в этом же году появился 2-й Садовый мост, у западного края Марсова поля. С 1737 года он был Красным мостом – официально это наименование было присвоено

20 апреля 1738 года. В этом месте к Мойке выходил Красный канал, засыпанный в 1765 году. Кроме того, сам мост был выкрашен в красный цвет. На плане города 1798 года мост обозначен как Царицынский по выходившей на него Царицынской улице, входящей ныне в состав Марсова поля. Позже мост разобрали и вновь построили только в 1957 году, когда и установилось современное название.

Мало-Конюшенный мост находится в створе набережной канала Грибоедова. С 1798 по 1828 год мост именовался Царицынским по Царицыну лугу, нынешнему Марсову полю. Параллельно с начала XIX века существовало название Садовый мост по находящемуся поблизости Михайловскому саду. В 1829 году появилось имя Театральный мост, которое употреблялось до 1873 года. Оно было связано с несохранившимся деревянным театром, который находился на Царицыном лугу. Современное название мосту было дано в 1851 году. Интересно, что не исчез и Театральный мост, он просто поменялся названием с прежним Малым Конюшенным – через Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова). Эти два моста образуют единую трехпролетную конструкцию (один пролет глухой), поэтому не удивительно, что не сразу определилось, какой из них как называется. Современный Мало-Конюшенный мост тоже иногда именуют Малым Конюшенным.

Большой Конюшенный мост соединяет Конюшенный и Мошков переулки. 20 апреля 1738 года ему было присвоено наименование Конюшенный по Императорскому конюшенному двору Екатерины I (см. Конюшенная площадь). В 1790—1792 годах употреблялось название Мошков мост по Мошкову переулку, а в 1821-м в связи с появлением Малого Конюшенного моста (еще через Екатерининский канал) этот мост стали именовать Большим Конюшенным, хотя вплоть до 1880-х годов употреблялось и старое название – Конюшенный мост.

Название Певческому мосту у Дворцовой площади было дано в 1844 году по находившемуся напротив него придворному певческому корпусу – Капелле. Здание построено в 1777 году Юрием Фельтеном и перестроено в 1810 году по проекту Луиджи Руска; впоследствии несколько раз расширялось.

Имя Зеленый мост по Невскому проспекту возникло в 1730-е годы и было связано с окраской моста, а официально было закреплено 20 апреля 1738 года. Параллельно в 1768 году появилось наименование Полицейский мост, по находившемуся рядом полицейскому управлению (современный адрес – Мойка, 59); в этом же доме на углу Невского и Мойки жил петербургский полицмейстер Николай Иванович Чичерин (подробнее см. Большая Конюшенная улица). Уже в 1746 году в «Санктпетербург-ских ведомостях» встречается «Зеленый мост близ полиции». С 1785 по 1801 год употреблялось и смешанное название: Полицейский подъемный Зеленый мост. После 1820 года имя Зеленый исчезает, и почти сто лет мост был исключительно Полицейским. В октябре 1918 года Полицейский мост переименовали в Народный для противопоставления предыдущему названию. 13 января 1998 году мосту было возвращено его первое название – Зеленый, дабы поставить в ряд с другими мостами, сохранившими свое «цветное наименование»,– Красным и Синим.

Красный мост находится на Гороховой улице. 20 апреля 1738 года ему было присвоено название Белый мост по цвету, в который его планировалось выкрасить. В «Реестре Адмиралтейского острова улицам» так и значилось: «Против которых званиев те мосты построя выкрасить бы». Впрочем, имя осталось только в постановлении. В действительности мост стал Красным. Это название известно с 1778 года. Со второй половины XVIII века в красный цвет стали красить этот мост, а не тот, который красили изначально (на месте нынешнего 1-го Садового).

Название Синий мост на Исаакиевской площади известно с 1728 года, но официально было присвоено 20 апреля 1738 года. Оно тоже дано по цвету моста. Это самый широкий в Петербурге мост – его ширина составляет 99 метров 80 сантиметров.

Фонарный мост получил название в 1906 году по Фонарному переулку, в створе которого он находится. Первоначально он был Пешеходным Фонарным мостом, но определение «пешеходный» выпало в 1920-е годы, хотя пешеходным мост оставался вплоть до 1973 года.

Почтамтский мост находится в створе Прачечного переулка. Первое его наименование – Цепной пешеходный мост. Оно употреблялось с 1829 года. Впоследствии в обиход вошли названия Цепной мост и Пешеходный цепной мост. Все эти имена объяснялись наличием цепных украшений. С материалом, из которого сделана переправа, было связано еще одно название – Чугунный пешеходный мост. В середине XIX века появилось название Прачешный мост по переулку, в створе которого мост находится. Параллельно с Прачечным в 1846 году появилось и современное название – Почтамтский по расположенному рядом Почтамтскому переулку, ведущему к Почтамту. Это наименование в итоге вытеснило все остальные.

Поцелуев мост расположен в створе улицы Глинки. Указом от 20 апреля 1738 года его назвали Цветным. Объяснить это можно тем, что, в отличие от других «цветных» мостов, наименованных тем же указом, с цветом этого моста не определились. Но имя Цветного моста осталось только на бумаге. Первое реально существовавшее название – в распространенной в XVIII—XIX столетиях форме Поцалуев мост – появилось в 1788 году по фамилии купца 3-й гильдии Никифора Васильевича Поцелуева, владельца находившегося поблизости питейного дома «Поцелуй». В 1790 году возникло и современное написание. Интересный вариант зафиксирован в «Санктпетербургских ведомостях» в 1797 году: Поцелуй мост. С названием моста связаны легенды о том, что здесь было принято целоваться перед долгой разлукой. Это были прощания с моряками Флотского экипажа, располагавшегося в Крюковых казармах; с заключенными, которых отправляли в Литовский замок, находившийся рядом.

Краснофлотский мост находится на набережной Крюкова канала. Во «Всем Петербурге» за 1915 год зафиксировано имя Понтонный мост. Затем долгое время мост не имел никакого названия. Современное наименование появилось после реконструкции моста в 1960 году. Оно связано с тем, что рядом, в «Новой Голландии», находились подразделения Ленинградской военно-морской базы. Это один из трех мостов по западной стороне Крюкова канала, имеющих этимологически однородные названия. Через канал Грибоедова переброшен Красногвардейский мост, а через Фонтанку – Красноармейский.

Храповицкий мост расположен в створе улицы Писарева и набережной Ново-Адмиралтейского канала. Мост на этом месте существовал с 1730-х годов. Первое свое название – Желтый – он получил 20 апреля 1738 года: в этот цвет предполагалось выкрасить переправу. Наименование просуществовало до 1793 года, хотя уже в 1753 году появилось параллельное – Галерный мост, по Галерной верфи, расположенной за мостом. Галерной верфью тогда назывался Адмиралтейский завод. Примечательно, что с 1785 года по 1793-й Галерный мост был не единственным параллельным названием официальному Желтому. В этот период названий у моста было три. Добавилось еще имя Храповицкий. Рядом находилась усадьба князя Александра Васильевича Храповицкого, фамилия которого и перешла на мост, вытеснив в итоге два предыдущих названия. Правда, на плане 1798 года мост обозначен как Синявин по фамилии домовладельца вице-адмирала С. Н. Синявина, но впоследствии стало употребляться только название – Храповицкий мост.

Александр Васильевич Храповицкий когда-то был литератором. До тех пор пока князь Александр Андреевич Вяземский, генерал-прокурор Правительствующего Сената, пользовавшийся особым доверием императрицы Екатерины Алексеевны, не определил хорошо владеющего языком тезку на работу в Сенат. По отзывам Гаврилы Романовича Державина, Храповицкий «ввел легкий и приятный слог в канцелярские дела». Способности Храповицкого не могли не остаться незамеченными Екатериной II, которая определила его в статс-секретари. В этой должности Храповицкий прослужил 11 лет.

Последний мост через Мойку, расположенный на территории Адмиралтейского завода, 4 июля 1977 года был наименован Корабельным по существовавшей ранее в этом районе Корабельной набережной. Она проходила по берегу Невы от Мойки почти до рукава Фонтанки и впоследствии вошла в территорию завода.



источник: Городские объекты Петербурга

Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов в Санкт-Петербурга. — СПб.: Норинт. Горбачевич К. С., Хабло Е. П. 2002. Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов. — С.-Пб.: АСТ, Астрель-СПб, ВКТ. Владимирович А.Г., Ерофеев А.Д. 2009.



просмотров: 434
БАРРИКАДНАЯ УЛИЦА
СРЕДНЯЯ АЛЛЕЯ
УЛИЦА ЧЕРКАСОВА
КАНТЕМИРОВСКАЯ УЛИЦА
КОВЕНСКИЙ ПЕРЕУЛОК
ШКИПЕРСКИЙ КАНАЛ
ЧИСТЯКОВСКАЯ УЛИЦА
РЕКА СМОЛЕНКА
КРАСНОБОРСКИЙ ПЕРЕУЛОК
ПРОСПЕКТ ПЯТИЛЕТОК
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
St. Petersburg. Niena. ACW. Unpainted. Flag-Bearer. 54 mm

$169.95 (0 Bids)
End Date: Saturday Jul-28-2018 7:05:57 PDT
Buy It Now for only: $224.99
| |
The AeroArt St. Petersburg Collection #6421

$135.00
End Date: Friday Aug-17-2018 14:33:03 PDT
Buy It Now for only: $135.00
|
Arsenyev Russian Vityaz Book St.Petersburg (Historical Miniatures)

$25.00
End Date: Wednesday Aug-15-2018 8:04:20 PDT
Buy It Now for only: $25.00
|
St.Petersburg collection 2002, Roman Legionaire

$194.95 (1 Bid)
End Date: Wednesday Jul-25-2018 10:35:41 PDT
|
Russia St. Петербург Petersburg SPB VO Nicholas Quai 1916 cover to Riga Рига PPC

$4.99
End Date: Sunday Jul-22-2018 10:32:51 PDT
Buy It Now for only: $4.99
|
Russia St. Петербург Petersburg SPB - Newsky Ave Tramways pre WWI postcard

$1.99
End Date: Sunday Jul-22-2018 11:05:07 PDT
Buy It Now for only: $1.99
|
Russia St. Петербург Petersburg SPB - Kazan Square Singer House pre WWI postcard

$3.99
End Date: Sunday Jul-22-2018 10:33:23 PDT
Buy It Now for only: $3.99
|
Russia Peterhof Петергоф St. Петербург Petersburg SPB Peter The Great Statue PPC

$9.00
End Date: Sunday Jul-22-2018 10:46:04 PDT
Buy It Now for only: $9.00
|
Search Results from «Озон» История Санкт-Петербурга
 
М. Ф. Альбедиль Санкт-Петербург. История и архитектура
Санкт-Петербург. История и архитектура
Предлагаем вашему вниманию богато иллюстрированный альбом САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ИСТОРИЯ И АРХИТЕКТУРА.
На свете немного найдется городов с такой удивительной судьбой, какая выпала Санкт-Петербургу, блистательной северной столице: он был создан могучей волею одного человека, Петра Великого. Городу было суждено родиться и вырасти на приневских землях, до XI в. входивших в Водскую пятину Великого Новгорода, занимавшего север Великой Русской равнины. Невские берега издавна привлекали шведов, стремившихся обосноваться в этих краях надолго, и потому важной частью общерусского дела считалось удержание новгородских границ, препятствующих шведской колонизации....

Цена:
579 руб

 Государственный Русский музей. Альманах, №33, 2003. Санкт-Петербург. Портрет города и горожан
Государственный Русский музей. Альманах, №33, 2003. Санкт-Петербург. Портрет города и горожан
Петербург парадный и Петербург потаенный; Петербург роскошных дворцов и Петербург убогих дворов; Петербург, возбуждающий восторг, и город, рождающий мрачные, тяжелые мысли, как у героев Достоевского и Федотова. Петербург - город архитектурных ансамблей и Петербург город-спрут, съедающий живые души дымами и туманами; Петербург и Ленинград рабочих окраин, застраивающихся в 1960-е годы домами-коробками с пустынными улицами и одинокими людьми - такой он разный, этот великий город в изображениях художников XVIII- XX веков.
Структура каталога дает возможность быстро найти интересующую информацию: "Начало Петербурга", "Нева и ее набережные", "Реки, каналы, острова, мосты", "Проспекты, улицы, дворы", "Петербург торговый, промышленный, литературный, театральный", "Революционный Петроград", "Блокадный Ленинград" и другие. В издание вошло 1015 цветных воспроизведений экспонатов, хранящихся в фондах музея, с краткими аннотациями, каталожными данными и биографиями художников....

Цена:
2699 руб

Ленинград
Ленинград
Книга рассказывает о прославленных архитектурных ансамблях, площадях, набережных и монументах города на Неве. Наряду с анализом отдельных архитектурно-художественных памятников, в книге уделено большое внимание истории зарождения, развития, формирования Ленинграда как цельного архитектурного организма. Знакомя с городом, очерк в то же время дает представление об эволюции русского дореволюционного и советского зодчества.
Книга содержит цветные и тоновые фотографии основных ленинградских достопримечательностей....

Цена:
244 руб

И. Н. Божерянов Санкт-Петербург. Невский проспект (подарочное издание)
Санкт-Петербург. Невский проспект (подарочное издание)
Уникальное подарочное издание в кожаном переплете, с золотым, блинтовым тиснением на обложке и трехсторонним серебряным обрезом. На обложке накладной элемент - "Памятник Петру I", выполненный методом художественного литья.

"Санкт-Петербург. Невский проспект" - это не только двухвековая история главной столицы Российской империи, это летопись города с момента его основания в 1703 году. Действующими лицами книги являются представители династии Романовых и обычные горожане, государственные деятели и архитекторы, дипломаты и литераторы. Книга написана живым литературным языком, поэтому будет понятна и интересна широкому кругу читателей, а прекрасные иллюстрации признанных мастеров живописи и малоизвестных художников помогут окунуться в атмосферу XVIII - XIX веков.

Формат: 28 см х 37 см....

Цена:
26490 руб

Дорога жизни - дорога к победе
Дорога жизни - дорога к победе
Эта книга о Дороге Жизни единственной военно-стратегической транспортной магистрали, которая проходила через Ладожское озеро и связывала в сентябре 1941 года по март 1943 года блокированный немецко-фашистскими войсками Ленинград с тыловыми районами страны во время Великой Отечественной войны. Дорога Жизни сыграла большую роль в обороне Ленинграда. В течение всего периода блокады города на Неве она являлась неотъемлемой частью фронта, а ее воины - моряки и речники, дорожники и автомобилисты, зенитчики и летчики, медики и строители, связисты и железнодорожники - словом, все, кто служил на Ладоге и обеспечивал бесперебойную работу этой военно-стратегической магистрали, - были одним из боевых отрядов героических защитников Ленинграда.
В книге на основе воспоминаний тех, кто вел изыскание Дороги Жизни, строил, эксплуатировал и защищал эту Ладожскую коммуникацию, раскрываются важность и значение этой героической эпопеи в битве за город на Неве, рассказывается о том, каким образом увековечен этот подвиг на Ленинградской земле и как он живет в памяти благодарных потомков, о том, как продолжают сегодня великое дело служения Отчизне дети и внуки героических защитников Ленинграда, как работают созданные на общественных началах музеи в школах, лицеях, колледжах, в вузах Санкт-Петербурга и Ленинградской области....

Цена:
204 руб

Городской месяцеслов
Городской месяцеслов
«Городской месяцеслов» — практически первый опыт календаря памятных дат, связанных с историей Петербурга — от его основания до наших дней, — с комментариями к наиболее значительным, интересным событиям.
Книга будет интересна и полезна самому широкому кругу читателей — школьникам, изучающим курс истории и культуры Петербурга, историкам, краеведам, работникам культуры, всем жителям нашего города, а также его гостям.
Для удобства пользования в книге имеется вспомогательный указатель....

Цена:
83 руб

Городские имена сегодня и вчера. Ленинградская топонимика
Городские имена сегодня и вчера. Ленинградская топонимика
Издание знакомит читателя с историей переименования улиц, проспектов, площадей, переулков, тупиков, набережных, каналов, рек, островов, представляющей собой топонимику Петербурга-Петрограда-Ленинграда.
Впервые с такой полнотой представлен свод современных официальных и соответствующих им ранее существовавших городских названий (в 1-й части), а также исторических названий, ныне измененных либо утраченных (во 2-й части).
Издание предназначено для всех, кому дороги уникальные исторические и культурные традиции Ленинграда....

Цена:
126 руб

По ленинским адресам
По ленинским адресам
Книга, адресованная молодым рабочим, рассказывает о наиболее значительных ленинских местах Ленинграда (Санкт-Петербурга) и области. В.И.Ленин предстает в ней как организатор и вдохновитель социалистической революции и руководитель первого в мире государства рабочих к крестьян....

Цена:
101 руб

Аркадий Векслер, Тамара Крашенинникова Такая удивительная Лиговка
Такая удивительная Лиговка
Лиговский проспект - одна из старейших и наиболее протяженных магистралей Санкт-Петербурга. Сменивший много названий, он в конце концов обрел нынешнее и стал зваться в народе Лиговкой.
Вы узнаете историю Лиговки - необычайно интересной улицы, которая благодаря своей длине оказалась одной из наименее изученных улиц Северной столицы. Авторы подробно поведают о каждом строении: что находилось в нем и каких людей оно успело повидать.

Книга снабжена богатым иллюстративным материалом: старинными и современными фотографиями, картинами, портретами и картами....

Цена:
749 руб

Юрий Пирютко Петербург. Книга для справок и чтения. Адреса, сюжеты и архитектурные истории Северной столицы
Петербург. Книга для справок и чтения. Адреса, сюжеты и архитектурные истории Северной столицы
Сборник статей и очерков петербургского историка и литератора, хранителя музейного некрополя. Общий обзор архитектуры и строительства Санкт-Петербурга (Ленинграда) XVIII-XXI вв., материалы по истории петербургских кладбищ, краеведческие публикации о малоизвестных достопримечательностях и фактах истории Петербурга и пригородов. Аннотированный именной указатель, включающий свыше 1900 имен, и подробный топографический указатель. Издание иллюстрировано фотографиями автора....

Цена:
659 руб

Узнайте больше о направлениях для путешествий. Большие скидки на отели по 70 000 направлений по всему миру. Читайте отзывы об отелях и находите отели на любой кошелек с гарантией лучшей цены.
2007 Copyright © GorObmen.spb.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования