Справочник Петербуржца
ЛИНИИ ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА

ЛИНИИ ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА

Первые упоминания о линиях на Васильевском острове относятся к 1710-м годам. Петр I, мечтавший, чтобы новая столица была похожа на его любимый Амстердам, распорядился выкопать на острове прямоугольную сеть каналов. Проезды по берегам продольных каналов должны были именоваться перспективами (от латинского perspicio – «просматриваю»), а вдоль поперечных – линиями (от латинского же lineo – «переулок, закоулок»). По сложившейся в первые десятилетия существования города и позже исчезнувшей традиции линиями стали называть проезды, застроенные только с одной стороны. Поэтому вдоль каждого поперечного канала прошли две линии – по правому и по левому берегу. Самая первая линия получила название Кадетской, по расположившемуся в бывшем дворце Меншикова Сухопутному шляхетному кадетскому корпусу, а остальные были пронумерованы – от 1-й до 27-й.

В городе, где реки и каналы 6 месяцев в году скованы льдом, затея Петра была обречена с самого начала. Каналы проложили только до 13-й линии, и то не везде и не на всю длину, к прокладке продольных каналов и не приступали. К тому же генерал-губернатор Петербурга А. Д. Меншиков, не разделявший замысел Петра и тихо его саботировавший, сделал каналы значительно уже, чем в Амстердаме, так что две лодки разойтись на них не могли. Каналы зарастали, местные жители сбрасывали в них мусор и нечистоты, и в конце концов по указу Екатерины II от 26 апреля 1767 года они были засыпаны. Названия же линий остались, сохранив память об особенностях застройки Петербурга первых лет его существования.

Изначально 1—3-я линии шли от Невы до Малой Невы, 4—17-я линии – от Невы до Смоленки, 18—23-я линии – от Невы до Большого проспекта, 24—25-я линии – от Масляного канала до Косой линии, 26– 27-я линии – от Невы до Косой линии. 23-ю линию в 1770-е годы иногда именовали Матисовской, поскольку в ее начале находился перевоз через Неву на Матисов остров.

В 1812 году 18—19-ю линии продлили до Малого проспекта. В 1836 году была предпринята попытка присвоить четырем последним линиям другие названия: 24—25-й – Котенева улица, вероятно, по фамилии домовладельца, а 26—27-й – Новопроложенная улица, так как до этого времени проезда по ним фактически не было. Но эти имена так и не вошли в обиход.

По мере застройки Смоленского поля, располагавшегося между основной частью Васильевского острова и Гаванью, находившиеся здесь линии удлинялись. В 1890 году 20—21-я линии были продлены до Среднего проспекта. В следующем году 22—23-ю линии продлили до Среднего, 24—25-ю – за Большой, не доходя до Среднего, 26—27-ю – до Большого. В 1908 году 26—27-ю линии продлили дальше на север, до того места, где сейчас находится площадь Собчака (перед Дворцом культуры имени С. М. Кирова) и где они заканчиваются и сейчас.

В октябре 1918 года 15-я линия была переименована в улицу Веры Слуцкой. Вера Климентьевна (Берта Брониславовна) Слуцкая (1874– 1917), уроженка Минска, в 1901 году вступила во Всеобщий еврейский рабочий союз (Бунд), в 1902 году – в Российскую социал-демократическую рабочую партию. В 1905 году приехала в Петербург, была членом боевой организации РСДРП, занимавшейся экспроприациями (проще говоря, ограблениями). После Февраля 1917 года Слуцкая стала секретарем Василеостровского райкома партии большевиков. Во время борьбы с войсками Керенского и Краснова 30 октября 1917 года В.К.Слуцкая погибла близ Царского Села при транспортировке медикаментов красногвардейцам. Выбор для ее увековечения именно 15-й линии был обусловлен тем, что Слуцкая жила на этой улице, когда работала на ситценабивной фабрике «И. А. Воронин, Лютш и Чешер» (Кожевенная линия, 34). В советское время фабрика носила ее имя; теперь она называется «Северный текстиль». Имя Веры Слуцкой было присвоено и находящейся на 2-й линии больнице Святой Марии Магдалины.

В отличие от фабрики и больницы, сохранявших имя революционерки вплоть до 90-х годов, новое имя 15-й линии не прижилось. Уже в 1930-е годы название «улица Веры Слуцкой» исчезло с карт города.

В 1930-е годы 24—25-я линии были доведены до Среднего проспекта, а в 1960-е годы – до Малого. В 1940-е годы исчез участок 26—27-й линий от Невы до Кожевенной линии, и в 1960-е – участок 14—15-й линий у реки Смоленки.

27 февраля 1989 года появились еще две линии – 28—29-я. Так, по аналогии с предыдущими, назвали небольшой проезд, проходящий западнее 27-й линии от Покровской больницы до Среднего проспекта.



источник: Городские объекты Петербурга

Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов в Санкт-Петербурга. — СПб.: Норинт. Горбачевич К. С., Хабло Е. П. 2002. Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов. — С.-Пб.: АСТ, Астрель-СПб, ВКТ. Владимирович А.Г., Ерофеев А.Д. 2009.



просмотров: 791
ГАПСАЛЬСКАЯ УЛИЦА
УЛИЦА ТРЕФОЛЕВА
УЛИЦА НОВОСЁЛОВ
БОЛЬШОЙ ПРОСПЕКТ ПЕТРОГРАДСКОЙ СТОРОНЫ
ЗЕРКАЛЬНЫЙ ПЕРЕУЛОК
АФОНСКАЯ УЛИЦА
ПРОСПЕКТ ЛУНАЧАРСКОГО
ЛАБОРАТОРНЫЕ УЛИЦА И ПРОСПЕКТ
МАРИИНСКАЯ УЛИЦА
ЗОТОВСКИЙ ПРОСПЕКТ
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
AEROART St. Petersburg Collection Mongol General Bayan. New Condition.

$75.00 (0 Bids)
End Date: Tuesday Sep-25-2018 19:10:34 PDT
|
AeroArt St Petersburg Collection 5187 Soldier Minature Model 54 mm

$150.00 (1 Bid)
End Date: Tuesday Sep-25-2018 19:03:35 PDT
|
AeroArt St Petersburg Collection 5195 Horse & Soldier Minature Model 54 mm

$150.00 (1 Bid)
End Date: Tuesday Sep-25-2018 19:01:39 PDT
|
AeroArt St Petersburg Collection 2014 Horse & Soldier Minature Model 54 mm

$175.00 (9 Bids)
End Date: Tuesday Sep-25-2018 19:08:36 PDT
|
Old Russia Postcard St Peterburg С.Петербург Зимний Дворец

$3.99
End Date: Sunday Sep-23-2018 8:22:02 PDT
Buy It Now for only: $3.99
|
Russia Lenin in St. Петербург Petersburg SPB 1957 postcard with imprinted stamp

$6.99
End Date: Sunday Sep-23-2018 8:03:11 PDT
Buy It Now for only: $6.99
|
Russia St. Петербург Petersburg SPB Leningrad Composer Glinka Cover Petrozavodsk

$1.99
End Date: Sunday Sep-23-2018 8:03:14 PDT
Buy It Now for only: $1.99
|
1965 Leningrad St. Петербург Petersburg SPB Russia Cover Mars Space Stamp

$15.00 (0 Bids)
End Date: Monday Sep-24-2018 21:31:38 PDT
|
Search Results from «Озон» История Санкт-Петербурга
 
Михаил Пыляев Старый Петербург
Старый Петербург
Книга М.И.Пыляева, известного журналиста, историка-краеведа и бытописателя, знакомит читателей с историей Санкт-Петербурга, достопримечательностями, бытом и нравами северной российской столицы на протяжении XVIII-XIX вв....

Цена:
133 руб

Записки старого петербуржца
Записки старого петербуржца
Издание 1990 года. Сохранность хорошая.
Главы из книги известного ленинградского писателя, блестящего знатока и летописца города на Неве, доносят до нас живые и яркие картины жизни Петербурга в начале XX века.
Содержит фотоиллюстрации....

Цена:
869 руб

Елена Келлер Отечеству полезные дела. Деловая жизнь в старом Петербурге
Отечеству полезные дела. Деловая жизнь в старом Петербурге
В книге "Отечеству полезные дела. Деловая жизнь в старом Петербурге" рассказывается об истории петербургской коммерции в XVIII - начале XX века: о становлении банковского, биржевого и страхового дела; о столичной торговле и торговой рекламе; о средствах коммуникации; развитии транспорта и связи; о домовладении, водоснабжении и особенностях рынка недвижимости. Особое внимание уделяется образу жизни купеческих семей, воспитанию детей, домашним праздникам, повседневным обычаям, вкусам и привычкам столичных купцов.
В увлекательном повествовании приводятся выдержки из воспоминаний, литературных произведений, писем, журнальных и газетных статей. В качестве иллюстраций использованы живописные работы известных художников, гравюры, фотографии и коллекционные открытки.

Книга предназначена для широкого круга читателей....

Цена:
4099 руб

Сергей Ачильдиев Постижение Петербурга. В чем смысл и предназначение Северной столицы
Постижение Петербурга. В чем смысл и предназначение Северной столицы
Это — книга-размышление о Петербурге. В чем смысл и предназначение Петербурга? Зачем он был основан и почему именно здесь, в самом устье Невы? Какова роль этого города в истории России, его место в Европе и мире? Как со временем трансформировались образ и характер Северной столицы? Каким на протяжении разных эпох представлен Петербург в литературе, живописи, музыке и каким его видели сами жители? Каково значение интеллигенции для становления городского самосознания? Что такое "петербургский стиль"? Какое будущее ожидает вторую столицу России? Таков круг основных тем, затронутых автором. Без преувеличения эту работу можно расценить как продолжение знаменитой книги Николая Анцифирова "Душа Петербурга" (1922).

Издание адресовано всем, кто интересуется историей России и Северной столицы....

Цена:
499 руб

С лицейского порога
С лицейского порога
Авторы книги - искусствоведы - раскрывают неизвестные страницы русской истории, культуры, освободительного движения, связанные с именами выпускников Лицея.
Книга является дополненным переизданием книги "Они учились с Пушкиным" (1976); кроме очерков о друзьях и соучениках великого русского поэта в нее включены краткие биографические сведения о выдающихся выпусках Царскосельского лицея более чем за 100-летнюю историю его существования, о тех, кто, сойдя с лицейского порога, остался верен юношеской клятве жить для блага Отечества, жить "Для Общей Пользы"....

Цена:
62 руб

Г. Л. Соболев Ленинград в борьбе за выживание в блокаде. Книга 3. январь 1943 - январь 1944 . Книга 3
Ленинград в борьбе за выживание в блокаде. Книга 3. январь 1943 - январь 1944 . Книга 3
Настоящая книга завершает трилогию "Ленинград в борьбе за выживание в блокаде" и содержит документы, начиная с 1943 года, после прорыва блокады, наименее изученные по причине того, что драматические события 1941-1942 годов долгое время заслоняли многое, что стало следствием развития их в 1943-1944 годах. Основываясь на опубликованных в последние годы новых документальных источниках и архивных материалах, автор стремится найти объективный ответ на главный вопрос: почему еще почти год после прорыва блокады Ленинград находился практически на положении осажденного города, а жители продолжали нести потери от постоянных обстрелов противника?...

Цена:
1199 руб

Надежда Перова Смолянки, мариинки, павлушки... бестужевки...
Смолянки, мариинки, павлушки... бестужевки...
В книге рассказывается об особенностях женского образования в Санкт-Петербурге....

Цена:
286 руб

Город муз
Город муз
Книга, состоящая из 20 краеведческих очерков, знакомит со своеобразной литературной биографией города Пушкина. Этот город,известен не только своими замечательными памятниками архитектуры н садово-паркового искусства, но и тем, что в нем жили и творили многие выдающиеся писатели и поэты. Среди них А.С.Пушкин, М.Лермонтов, Ф.Тютчев, С.Есенин, А.Н.Толстой, В.Шишков и многие другие русские и советские писатели и поэты. Вступительный очерк посвящен истории города Пушкина, в прошлом одной из блестящих загородных царских резиденций....

Цена:
53 руб

Казанская площадь
Казанская площадь
Книга рассказывает об интереснейшем архитектурном ансамбле нашего города — Казанской площади, центром которой является шедевр русского классицизма Казанский собор.
В ансамбль площади входят и часть Невского проспекта, и гранитные набережные канала Грибоедова, и Казанский мост, и здания по улице Плеханова.
В очерке, написанном кандидатом исторических наук, раскрывается роль Казанской площади как арены революционных выступлений трудящихся, прослеживается ее история от начала XVIII века до наших дней. Для широкого круга читателей....

Цена:
111 руб

Адмиралтейцы. История Ленинградского Адмиралтейского объединения
Адмиралтейцы. История Ленинградского Адмиралтейского объединения
В этой книге рассказывается об истории Ленинградского Адмиралтейского объединения, которое положило начало отечественному судостроению. С Адмиралтейских верфей за их долгую жизнь сошла едва ли не половина кораблей русского военного флота - прежде прославленных парусников, а позднее и паровых судов.
В годы Советской власти адмиралтейцы строили лесовозы, первые отечественные танкеры, портовые ледоколы, крупнейшие рыбопромысловые базы. Корабелы Адмиралтейских верфей прославились строительством первого в мире атомного ледокола "Ленин".
История Ленинградского Адмиралтейского объединения - это рассказ о революционных, боевых и трудовых традициях адмиралтейцев и о людях, умножающих сегодня его славу....

Цена:
176 руб

Узнайте больше о направлениях для путешествий. Большие скидки на отели по 70 000 направлений по всему миру. Читайте отзывы об отелях и находите отели на любой кошелек с гарантией лучшей цены.
2007 Copyright © GorObmen.spb.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования